Выберите свой город
От выбранного города зависит представление информации на страницах (например, цены и контакты). Или ищите от А до Я
En | Ru

Профиль: Время фактора

Сегодня факторинг становится одной из самых востребованных услуг на финансовом рынке. По оценке начальника управления факторинга Альфа-банка Евгения Калужина, в ближайшие 10-20 лет этот вид услуг будет динамично развиваться, и со временем факторинг станет одним из самых распространенных финансовых инструментов.

Конечно, кризис не мог не сказаться и на этом рынке. В 2009 году значительного роста объемов ни банки, ни факторинговые компании не ожидают. По словам начальника отдела развития бизнеса компании "Лайф" Александра Федорова, перед многими факторами стоит задача сохранения завоеванных позиций. "Рынок сжался, с него ушло много торговых компаний, а уцелевшие сократили объемы продаж или перешли на иные формы оплаты, возросла стоимость ресурсов, - поясняет Федоров. - В итоге сократился спрос в торговле и как следствие - потребность в факторинговых услугах". Но есть в этом, по его мнению, и позитивные моменты: на рынке остались лишь наиболее устойчивые и про-фессиональные компании, ос-тальные просто свернули свои факторинговые проекты.

"Работать стало намного интереснее, - считает генеральный директор компании "ТрансКредитФакторинг" Вадим Соляков. - Произошла переоценка многих понятий, компании, прошедшие огонь и воду, стали внимательнее относиться к рискам, научились работать с проблемной задолженностью".

Согласен с этой точкой зрения и руководитель блока управления продуктовым рядом и инновациями Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу: "Факторы развернулись в сторону клиентов и готовы предлагать новые продукты и условия, совершенствовать свои технологии, и, как только появится оживление конечного потребительского спроса, рост факторингового рынка возобновится".

КОМУ ПОКАЗАН ФАКТОРИНГ

Как считает начальник управления факторинга банка "Петрокоммерц" Александр Морозов, в первую очередь потребность в факторинге может возникнуть у компаний, которые столкнулись с проблемами, связанными с нехваткой оборотных средств или с несвоевременным поступлением платежей от дебиторов.

По словам начальника управления факторинга Газпромбанка Константина Сазонова, как правило, на факторинговое обслуживание принимаются компании, существующие более одного года, ведущие безубыточную деятельность, с положительной платежной дисциплиной и не аффилированные с дебиторами.

"В основном факторинг - это инструмент для производственных и торговых компаний, которые осуществляют оптовые продажи в секторе b2b на условиях отсрочки платежа", - продолжает тему Александр Федоров. Как отмечает эксперт, факторинг, в разной степени, полезен и большим, и малым предприятиям. Первые используют его как дополнительный инструмент пополнения оборотных средств. Вторые только начинают работать с долговыми инструментами, и для них факторинг подчас является единственным инструментом роста. Ведь отличительная черта такого финансирования состоит в том, что не требуется никаких залогов.

Хотя, как признает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов, факторинг сейчас все же ориентирован на бизнес с большими оборотами. "Ряд банков на рынке устанавливает "потолки" среднемесячного оборота - 5, 10, 15 млн рублей. Таким образом, отсекается малый бизнес", - считает Носов. В Промсвязьбанке, например, в первом полугодии факторинговое обслуживание получили свыше 350 малых предприятий, однако их доля в общем обороте составила всего 12,9%.

Причину же интереса к факторингу со стороны крупного бизнеса Евгений Калужин объясняет снижением стоимости факторингового обслуживания до уровня краткосрочного кредитования.

В любом случае, по словам Вадима Солякова, факторинг будет выгоден компаниям, которые увеличивают объемы продаж и выходят на новые рынки, испытывая при этом недостаток денежных средств из-за несвоевременного поступления платежей от дебиторов. Однако если компания просто переуступит дебиторку и не увеличит при этом объем отгрузок, она просто потратит средства на выплату вознаграждения фактору, предупреждает заместитель председателя правления Инвестторгбанка Сергей Лягин.

Не применим факторинг и для разовых сделок. "Поставки в адрес покупателей должны осуществляться по бессрочному или долгосрочному договору в течение длительного времени (год и более), с оплатой по безналичному расчету и на условии отсрочки платежа, которая не должна превышать 120-180 дней (в идеале - до 60 дней), - рассказывает Виктор Носов. - Если же дольше, то факторинг обойдется компании значительно дороже".

ВЫГОДНЕЕ ОТСРОЧКИ

Преимущество факторинга пе-ред отсрочкой платежа очевидно и особенно актуально в текущей ситуации. "Главное, не нужно ждать возврата денежных средств, а получив финансирование у фактора, можно направлять эти ресурсы, например, на закупку новой продукции", - рассказывает Александр Федоров.

"Отсрочка платежа формирует у предприятия дебиторскую задолженность. А она, в свою очередь, является "морозильной камерой" для денежных средств поставщика, - добавляет Евгений Калужин. - Факторинг как раз и позволяет "размораживать" до 90% этих средств".

"Конечно, отсрочка платежа - это сильное конкурентное преимущество и стимул для покупателя, что немаловажно при существующем падении спроса, - считает заместитель начальника управления факторинга ЮниКредитБанка Геннадий Золкин. - Однако при предоставлении отсрочки платежа у компании возникают провалы в cash-flow". Закрыть кассовый разрыв можно, к примеру, с помощью кредита на пополнение оборотных средств. Но это не всегда эффективно, для этого требуется залог, и в текущей экономической ситуации это нелегко. Факторинг же данные проблемы решает достаточно быстро и эффективно - предоставляя отсрочку покупателю, большую часть выручки поставщик получает уже по факту отгрузки товара.

Факторинг именно тем и интересен, что он позволяет ликвидировать кассовые разрывы, возникающие у поставщиков при отгрузках товара покупателю на условиях отсрочки платежа, полагает Константин Сазонов. При этом для получения финансирования не требуется оформления материального залога - обеспечением являются сами права требования к дебитору, которые уступаются фактору. Помимо финансирования клиент получает услуги по учету состояния дебиторской задолженности, своевременному контролю поступления денежных средств от дебитора и оценке его платежеспособности.

Вот и выходит, что в нынешних условиях факторинг как вариант беззалогового краткосрочного финансирования это зачастую единственный источник пополнения оборотного капитала для десятков тысяч российских компаний, осуществляющих поставки товаров и услуг с отсрочкой платежа, резюмирует Виктор Носов.

ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА

Особых сложностей при переходе на факторинговое обслуживание у компаний не возникает. По словам Евгения Калужина, необходимо лишь выполнить пять пошаговых действий. Разумеется, это общие рекомендации, и на практике процесс факторингового обслуживания будет зависеть от требований, предъявляемых конкретным финансовым агентом.

1. Письменно уведомить всех своих дебиторов, передаваемых на факторинг, о заключения договора факторингового обслуживания, о том, что произошла уступка денежных требований с указанием новых платежных реквизитов финансового агента.

А вот представитель компании "Лайф" Александр Федоров настоятельно рекомендует обсудить с покупателями их готовность пойти на такие изменения еще до принятия решения работы по факторингу. По мнению эксперта, со средними и малыми региональными предприятиями, которые еще не сталкивались с факторингом, вполне вероятно, могут возникнуть определенные проблемы.

2. Установить специализированное программное обеспечение, предоставляемое финансовым агентом, для контроля (в том числе в режиме реального времени) за дебиторской задолженностью, статистикой платежей дебиторов, перечисленными суммами финансирования и удержанными фактором комиссионными вознаграждениями.

3. Назначить ответственных сотрудников, которые будут контактировать с финансовым агентом в процессе обслуживания по факторингу.

"Причем сделать это нужно как для финансовой службы компании, так и для отдела продаж", - подчеркивает Федоров. Бухгалтер, к примеру, будет контролировать документооборот и все финансовые расчеты. А менеджеры по прода-жам в этом случае поймут суть факторинга и смогут при необходимости объяснить клиентам новую схему работы.

4. Определить порядок бухгалтерского учета факторинговых операций в зависимости от вида факторинга и условий договора факторингового обслуживания.

5. Передавать фактору - по мере возникновения дебиторской задолженности - отгрузочные документы для получения финансирования.

"В нашей компании после заключения договора мы проводим комплекс мероприятий, направленных на разработку рекомендаций по оптимизации бизнес-процессов клиента, связанных с отгрузкой товара и предоставлением документов по отгрузке, - приводит свой пример Корнелиу Робу. - Результатом таких мероприятий становятся быстрое внедрение факторинга, отладка механизма управления платежной дисциплиной дебиторов, их перевод на факторинговое обслуживание и постановка системы документооборота".

На каких условиях вы предоставляете услуги факторинга?

ЭКСПЕРТЫ

КОРНЕЛИУ РОБУ, руководитель блока управления продуктовым рядом и инновациями Национальной факторинговой компании:

"Cтоимость факторинговых услуг зависит от выбранного продукта, объема дебиторской задолженности, срока оборачиваемости дебиторки и числа покупателей. По продукту "Факторинг-Финанс" мы ввели в конце августа специальный тарифный план, который предполагает пониженные ставки за финансирование поставок с короткой оборачиваемостью (до 25 дней). С появлением нового тарифного плана мы предоставляем возможность большему числу клиентов воспользоваться факторингом. До появления нового тарифа ряд поставщиков, работающих с покупателями на условиях сверхкороткой отсрочки платежа, не могли позволить себе факторинг, поскольку обслуживание таких поставок обходилось дороже, чем обслуживание поставок с длительным сроком оборачиваемости".

ЕЛЕНА ТРАХАНОВА, начальник отдела продаж управления факторинга Альфа-банка:

"В нашем банке разработаны специальные программы по работе с поставщиками федеральных торговых сетей, а также для поставщиков/подрядчиков крупных промышленных предприятий России (в том числе крупнейших нефтегазовых компаний). Размер финансирования может составлять до 90% от суммы счета-фактуры. Для более комфортной работы клиента Альфа-банком устанавливается дополнительный период ожидания сверх отсрочки платежа. Комиссия за обслуживание взимается за предоставление денежных средств (устанавливается в процентах годовых от суммы финансирования) и за обработку документов по поставке в рамках административного управления дебиторской задолженностью (от 10 до 100 рублей за комплект документов). Мы не ограничиваем компанию по количеству дебиторов. Лимиты, устанавливаемые на компанию, увеличиваются пропорционально росту продаж".

АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВ, начальник отдела развития бизнеса Факторинговой компании "Лайф":

"Наша компания специализируется на предоставлении факторинга для малого и среднего бизнеса. Мы работаем с производственными, торговыми компаниями, а также с компаниями сферы услуг без ограничений по минимальным оборотам и суммам финансирования. При этом мы стараемся предоставлять клиентам максимальный процент финансирования (до 95%) и работать с отсрочками до 120 дней. Сроки же рассмотрения новых клиентов у нас не превышают одной недели, а вопросы увеличения лимитов по действующим клиентам решаются в течение одного дня".

ВАДИМ СОЛЯКОВ,генеральный директор ЗАО "ТрансКредитФакторинг":

"Несмотря на кризис, мы продолжаем финансировать действующих клиентов и принимать на обслуживание новых. Условия работы по факторингу являются индивидуальными для каждого клиента и зависят от его финансового состояния, объема финансирования и качества дебиторской задолженности. В настоящее время мы сотрудничаем с производителями и продавцами продуктов питания и товаров народного потребления, а также работаем с поставщиками ОАО "РЖД". Являясь дочерней компанией ОАО "ТрансКредитБанка", мы имеем возможность предоставлять факторинговые услуги практически на всей территории России.