Выберите свой город

От выбранного города зависит представление информации на страницах (например, цены и контакты). Или ищите от А до Я
En | Ru

Эксперт. Интервью Виктора Носова, Директора Департамента факторинговых операций ОАО "Промсвязьбанк" рейтинговому агентству "Эксперт РА" в рамках проекта "Факторинг в России"

Интервью Виктора Носова, Директора Департамента факторинговых операций ОАО "Промсвязьбанк" рейтинговому агентству "Эксперт РА" в рамках проекта "Факторинг в России".

- Как изменился рынок факторинга за прошедший год, какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных для начала 2009г.?

- За прошедший год рынок значительно изменился – как по составу игроков, по объемам бизнеса, так и в части подходов к осуществлению факторинговых операций. Все кто хотел (МФК «Траст» и ФК «Еврокоммерц» - тема отдельной диссертации), ушли с рынка, все кто мог – на него вернулись. Число игроков стабилизировалось, в ближайшее время вряд ли кто-то уйдет с рынка, скорее начнется приход новичков с надежными источниками фондирования.

Второй тенденцией стал разрыв между спросом на факторинг со стороны компаний реального сектора и предложением на денежном рынке для Факторов, включая банки. В четвертом квартале прошлого года за факторингом обращались все подряд, просто реагируя на словосочетание «деньги без залога». В первом квартале 2009 года это явление тоже имело место, но к маю сошло на нет в силу другой тенденции, уходящей корнями во внутреннюю организацию бизнеса Факторов.

Третьей тенденцией стало ужесточение систем риск-менеджмента всех без исключения участников рынка факторинга. В условиях дефицита денег рынок стал преимущественно банковским, что в свою очередь потребовало увеличения резервов банков-факторов для обеспечения роста портфелей. Не все банки оказались к этому готовы, что и послужило причиной отрицательной динамики рынка в целом.

Были и не состоявшиеся тенденции – рынок так и не дождался прихода «больших» денег от государства, анонсированных в программе антикризисных мер Правительства РФ и поддержанных принятыми в апреле изменениями в ст. 825 ГК РФ.

Однако, на мой взгляд, главной тенденцией рынка стало общее снижение риска по факторинговым операциям. Сложившиеся в первом полугодии подходы к оценке рисков поставили факторинг по рискованности в один ряд со стандартными банковскими продуктами, например, с кредитованием малого и среднего бизнеса.

- Каких успехов достигла Ваш(а) банк (компания) в 2009г., и с какими основными сложностями пришлось столкнуться?

- К успехам Промсвязьбанка на рынке факторинга в нынешнем году можно отнести сохранение лидерства по объему операций, дальнейшее совершенствование внутренних процедур, ИТ-инфраструктуры, укрепление команды, маркетинговую активность, а главное – сохранение высокого уровня клиентского сервиса, основанного на индивидуальном подходе, гибкой тарифной политике, внедрении программ лояльности. Промсвязьбанк может гордиться тем, что во многих регионах России оказался единственной организацией, предоставляющей услугу факторинга с финансированием.

Основной сложностью полугодия стало сохранение динамики развития бизнеса. Все факторы сравнивали портфели, объем уступленных прав требования квартал к кварталу, полугодие к полугодию. Чтобы достичь показателей бизнеса на уровне аналогичного периода прошлого года, в первом полугодии 2009 нужно было работать вдвое лучше, втрое интенсивнее, вчетверо качественнее.

- Каково влияние финансового кризиса на факторинговый рынок в России в целом и на деятельность вашего банка в первом полугодии 2009 года?

- Кризис с одной стороны стал благом для рынка, поставив заслон для шальных денег и непрофессиональных игроков, с другой – снизил привлекательность факторинга для инвесторов. Позитивно, что Факторы начали тщательнее подходить к оценке риска, уделять больше внимания качеству портфеля, а не его размерам, совершенствовать сервисную составляющую, а не конкурировать по тарифным ставкам.

С другой стороны нельзя не отметить снижение доступности ресурсов для финансирования клиентов. С этим в условиях кризиса одинаковые проблемы у всех. Высокая стоимость денег в условиях кризиса служит тормозом, замедляющим рынок факторинга.

В то же время кризис заставил компании искать новые возможности финансирования оборотного капитала, и факторинг в текущих экономических условиях (кредит дорог, залоги принимаются с существенным дисконтом) является для многих из них единственным источником привлечения беззалогового краткосрочного финансирования.

Что касается факторинга Промсвязьбанка, то кризис для нас стал поводом интенсифицировать работу по внутреннему совершенствованию всех процессов, по доработке методологических аспектов факторингового бизнеса. Это похоже на тренировочный процесс в спорте – когда на предсезонных сборах кажется, что достиг «потолка» и ресурсы для улучшения результатов исчерпаны, все устали, всё болит, а спустя неделю-две ты уже быстрее, сильнее и ставишь перед собой новые высокие цели.

- Есть ли перспективы у региональных рынков в ближайшем году?

- Перспективы есть, именно поэтому мы сохранили единый уровень сервиса по всей филиальной сети, которая в 2009 году выросла до 49 филиалов. Предоставление факторинга с финансированием в регионах мы расцениваем не только как бизнес, но и как важную социально-экономическую функцию, направленную на поддержку экономики субъектов Федерации, на территории которых Промсвязьбанк осуществляет свою деятельность. Для тысяч российских компаний факторинг оказался «спасательным кругом», который позволил сохранить бизнес, развиваться даже в кризис, ориентируясь на изменения потребительского спроса. Например, в нынешнем году мы сделали ставку на региональных производителей продуктов питания и товаров первой необходимости. В результате в нашем обороте в первом полугодии 2009 г доля торговли достигла 78,2%, из которых 24,5% приходится на продукты питания. Еще 21,4% оборота – обрабатывающие производства, из которых около 50% - пищевая промышленность и сельское хозяйство. И большинство из этих компаний находятся в регионах.

- Как Вы оцениваете влияние поправки об отмене лицензирования Факторов на рынок?

- Пока влияние нейтральное. Рынок факторинга, его участники явно ожидали большего. С другой стороны, как мы и предполагали, уже формируется почва для использования обновленной ст. 825 ГК РФ в целях всевозможных оптимизаций. Последняя слышанная мной идея для малого бизнеса – создание холдинга с факторинговой компанией в качестве центра прибыли и перевод ее на «упрощенку». Подобные схемы могут негативно отразиться на и без того не блестящем имидже рынка факторинга и самого факторинга как финансового инструмента.

В связи с отменой лицензирования также активно обсуждался вопрос создания при банках дочерних факторинговых компаний, которые позволили бы снизить давление на резервы банков в свете постановления Банка России №254-П. Однако, пока особого движения в этом направлении не видно. Рынок получил компанию банка ВТБ, ожидается начало активных операций компании, созданной БСЖВ, ряд региональных игроков проявляют активность на локальных рынках.

На мой взгляд, было бы правильным использовать в отношении таких компаний подходы, которые государство применяет в регулировании малого и среднего бизнеса – через год-два после начала операционной деятельности было бы полезно провести комплексную проверку таких компаний на предмет источников фондирования, финансовой устойчивости, показателей ликвидности, прозрачности ведения бизнеса в целом. Это с одной стороны создало бы основу для снижения рисков клиентов в работе с такими компаниями, а с другой способствовало бы включению их деятельности в стратегию развития материнских организаций, снизив возможности последних в случае возникновения проблем прибегнуть к аутотомии.

- Какие изменения в требованиях к клиенту произошли в факторинге в связи с кризисом? Как изменилась политика Вашего банка/Вашей компании в этом отношении (ставки, объемы финансирования, новые клиенты и т.д.)?

- Условия не изменились с IV кв. 2008 года, когда мы ввели обновленную тарифную сетку, учитывающую все особенности ведения бизнеса в условиях финансового кризиса. Требования к потенциальным клиентам остались на том же уровне, что и в последнем «кризисном» квартале прошлого года. Мы быстро перестроились, создав задел для развития бизнеса в 2009 году. В первом полугодии он не был исчерпан, следовательно, выстроенная нами система работает верно.

В части клиентского сервиса мы повысили прозрачность нашего тарифообразования, а также ввели дифференцированные ставки для различных групп клиентов и связок поставщик-дебитор. Это позволяет нам, оставаясь в рамках повышенных требований к надежности контрагентов и тщательной оценке рисков, создавать условия для повышения эффективности использования факторинга нашими клиентами.

- Как изменялись ставки за факторинговое обслуживание в 2009 году и чем была вызвана подобная динамика? Какие факторы, в первую очередь, влияли на их уровень? Какая максимальная процентная ставка возможна? Происходит ли снижение процентных ставок в 2009 году?

- Ставки на рынке факторинга очень разные, со стороны клиента это выглядит очень привлекательно - как нисходящая кривая. Если в начале года были случаи, когда ставки ряда факторов достигали 30-40% годовых, то к концу лета с определенной долей осторожности на рынок начали поступать демпинговые сигналы. Однако, если опираться на практику большинства Факторов, с определенной долей уверенности могу сказать, что по сравнению с началом года стоимость факторинга у них не изменилась. У каждого банка свои ограничения и свои возможности варьировать ставку, но надо понимать, что на сегодняшнем рынке ни один банк, ни одна факторинговая компания не будет работать себе в убыток. Это значит, что если какому-то клиенту факторинг предлагаться под 15% годовых, другому клиенту этого же фактора та же услуга, причем, идентичная по условиям, обойдется в 30%.

- Испытал ли Ваш банк/Ваша компания проблему неплатежеспособности дебиторов? Если да, то в каком объеме? В отношении каких дебиторов данная проблема наиболее остра и актуальна?

- Объем проблемы для нас оказался небольшим. Те дебиторы, которые сталкивались с определенными сложностями уже после того, как наша система риск-менеджмента допускала их к долгосрочному сотрудничеству по факторингу, благодаря режиму постоянного диалога между всеми участниками факторинговой схемы, так или иначе, исполняли свои обязательства.

Не платили нам только мошенники, работавшие по договорам с регрессом. Их было не много, это были исключительно региональные фирмы. С ними уже работают компетентные органы. Несколько судебных решений освещалось в прессе, мы удовлетворены.

- Что будут предлагать факторы клиентам (изменится ли формат предложений, услуг)? Появились ли новые "антикризисные" продукты на рынке в 2009 году?

- Суть предложений факторов, на мой взгляд, не претерпит изменений. Детали, безусловно, будут меняться в сторону улучшения качества клиентского сервиса, индивидуализации предложения при унификации процедур отбора клиентов и дебиторов.

В целом российский рынок факторинга в 2009 году стал более «регрессным». Летом Промсвязьбанк совместно с АФК и порталом factorings.ru провел опрос участников рынка, из ответов следовало, что на факторинг без регресса приходится всего 4% операций в России. Этот показатель находится в пределах статистической погрешности. В Промсвязьбанке процент безрегрессных договоров выше, однако шансов занять более 10% нашего оборота у этого вида факторинга в ближайшее время немного.

- Каковы основные инструменты привлечения финансирования в период кризиса?

- Собственные средства, прибыль, пассивная база банков, краткосрочное межбанковское кредитование. Летом ТранскредитФакторинг объявил о выпуске облигаций, однако база инвесторов данного выпуска требует отдельного анализа. Не исключаю, что эмитент просто формирует публичную кредитную историю с прицелом на будущее. Это практично, но в ближайшее время оживления публичных источников фондирования не произойдет. Особенно учитывая процессы, развивающиеся вокруг непогашенных публичных обязательств ФК «Еврокоммерц».

- Какие Факторы на Ваш взгляд уйдут с рынка и почему?

- Как было сказано выше, громких «уходов» не будет. Если кто-то и покинет рынок до конца 2009 года, то исключительно на благо себе и рынку. Когда триста компаний дерутся за триста рублей комиссии – это неправильно.

- Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка факторинга в 2009 и 2010 году.

- До конца 2009 года мы ожидаем роста рынка в пределах 5% по оптимистическому сценарию и падения в пределах 15-20% по пессимистическому. В 2010 году, если мировая финансовая система не разразится второй волной кризиса, рынок факторинга начнет набирать обороты и расти в пределах 20% в год.