Выберите свой город

От выбранного города зависит представление информации на страницах (например, цены и контакты). Или ищите от А до Я
En | Ru

Радио BusinessFM. Интервью с Виктором Носовым, директором департамента факторинговых операций Промсвязьбанка

Ведущий: В законе о торговле должно быть зафиксировано положение о факторинге, так считает глава департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. С ним беседовала моя коллега Евгения Смурыгина.

Евгения Смурыгина: На этой неделе рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало обзор и рейтинг рынка факторинга. По итогам первого полугодия с большим отрывом лидирует Промсвязьбанк, чей оборот за шесть месяцев превысил 53 млрд рублей. У нас в гостях глава департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. Виктор Александрович, здравствуйте!

Виктор Носов. Добрый день!

Е.С.: Прошел год с начала кризиса. Понятно, что кризис отразился и на рынке факторинга. Что изменилось на этом рынке, что сейчас происходит на нем?

В.Н. За год многое поменялось. Естественно, кризис не мог обойти рынок факторинга. Произошли крупные изменения среди игроков, из состава пятерки главных игроков ушла факторинговая компания «Еврокоммерц». Так же были проблемы у факторинговой компании «Траст», которую перекупил банк ВТБ. Рынок сжался. При этом Промсвязьбанк стал лидером не случайно -  во время кризиса наши клиенты не испытывали нехватки ликвидности со стороны факторингового подразделения Промсвязьбанка.

Е.С. Еще целый ряд банков отказались от развития факторинга вообще?

В.Н. Да, некоторые банки отказались от участия в факторинговых проектах полностью…

Е.С.За исключением госбанков, наверное?

В.Н. Я бы сказал, что госбанки сейчас выходят на этот рынок.

Е.С. В прошлом году по итогам полугодия оборот Промсвязьбанка по факторингу составлял 69 млрд рублей, портфель 22 млрд. За шесть месяцев 2009 года - соответственно 53 млрд и 20 млрд портфель. Как при падающем рынке вам удается сохранять обороты?

В.Н. Промсвязьбанк присутствует на рынке факторинга с 2002 года. Кстати, сегодня ровно семь лет, как мы профинансировали первого клиента. Рад, что этот клиент до сих пор с нами работает. Все эти семь лет я в банке занимаюсь факторингом, и могу сказать, что все держится на команде, на том опыте, который мы получили, и на отношении акционеров банка к нашему продукту. Даже в тяжелые времена для банковской системы мы не испытывали проблем с ликвидностью именно в направлении факторинга.

Е.С. Факторинг для рынка достаточно новая услуга, как вам удается донести до клиентов необходимость ее использования?

В.Н. Сама жизнь подталкивает оптовиков… Оптовики – это наши главные клиенты. Если взять портфель Промсвязьбанка, то мы увидим, что порядка 80 процентов клиентов – это оптовики, поставляющие товары в основном в торговые сети. Наш продукт рассчитан именно на них.

Если семь лет назад, когда мы начинали развивать факторинг в Промсвязьбанке, он был известен именно а Москве, в регионах был недоступен. Сейчас же у нас есть 49 филиалов, и в каждом филиале присутствует факторинг. Для клиентов нет разницы, где они обратятся и получат факторинг – в Москве, Владивостоке или Калининграде. Уровень и качество будут одинаковыми. Но до сих пор, к сожалению, в регионах не так популярен факторинг, как в Москве, и нам приходится вести в том числе просветительскую работу.

Е.С. В Госдуме сейчас рассматривается закон о торговле, что вы о нем думаете?

В.Н. Нас интересует статья номер 9, где регулируются взаимоотношения между поставщиком и покупателем. Первое это – закрепление максимально допустимых отсрочек платежа в зависимости от срока годности товара. Иначе получается, что поставщик поставляет в торговую сеть, например, хлеб. Он хранится два дня, а сеть платит через 20, 30, 40 дней спустя. Это недопустимо. А второй плюс в том, что из договора поставки убирают все бонусы, кроме бонусов за объемы. Это дает прозрачность в отношениях между поставщиком и покупателем.

Е.С. А минусы этой статьи?

В.Н. Минусы в том, что не все виды продуктов были правильно привязаны к отсрочкам. Нельзя консервы приравнивать к алкоголю и табаку. Это все-таки разные отрасли. Опять же сети будут использовать какие-то лазейки, чтобы не платить. Поэтому надо более жесткий предусмотреть в законе, чтобы при использовании факторинга сети не заходили в так называемый льготный период, который у нас равняется 45 дням.

Е.С. Вообще-то представители торговых сетей относятся к факторингу негативно, например, «Седьмой континент». С чем это связано?

В.Н. Это связано с тем, что торговые сети должны будут теперь платить не поставщикам, а банку, в данном случае Промсвязьбанку. А Промсвязьбанк не запугаешь ретро-бонусом. Мы дисциплинируем сети, поэтому не всегда они рады. Но, что интересно отметить, в кризис сети стали более лояльны к нам. Те, сети которые не хотели с нами сотрудничать, сейчас начинают этим заниматься.

Е.С. А каковы сейчас ставки по факторингу?

В.Н. Ставки очень разбросаны, есть от 15% до 30%.

Е.С. Давайте вернемся к закону о торговле. Там есть какие-то лазейки, о которых вы знаете?

В.Н. Они и сейчас есть, и я не сомневаюсь, что сети найдут, как задержать оплату поставщикам. Поэтому мы хотели, чтобы в законе в статье девятой было зафиксировано положение и о факторинге.

Е.С. На прошлой неделе Росстат опубликовал результаты опроса торговых сетей. 25 процентов опрошенных ожидают роста прибыли в четвертом квартале, но больше половины рассчитывают на сохранение уровня прибыли третьего квартала. На рынке факторинга вы тоже ожидаете рост?

В.Н. У нас всегда исторически рост именно в четвертом квартале, и я надеюсь, что и в этом году он будет.

Е.С. Обычно этот рост составляет сколько процентов?

В.Н. Обычно, если мы берем обороты за год, то получается, что где-то сорок процентов приходится именно на четвертый квартал.

Е.С. Я благодарю своего собеседника. У нас в гостях был глава департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. Держитесь курса!