Выберите свой город
От выбранного города зависит представление информации на страницах (например, цены и контакты). Или ищите от А до Я
En | Ru

Dengi59.ru (Пермь). Фактор-2

В первом полугодии 2009 года рынок факторинга сократился в два раза, при этом кризис не обошел стороной и Пермский край. Ситуация здесь постоянно меняется: банкротства, новые игроки рынка, новые тенденции. Причем одной из главных тенденций рынка факторинговых услуг стала сегментация рынка и усиление конкуренции между компаниями в области поставок продуктов питания и товаров народного потребления в крупные торговые сети.

Кризис больно ударил по российскому рынку факторинга. По словам директора пермского представительства Национальной факторинговой компании (НФК) Дмитрия Кажина, рынок Пермского края, в общем, ничем не отличается от российского факторингового рынка. Кредитный портфель пермских факторов, также как и по стране в целом, сократился в 2 раза.

По мнению начальника отдела факторинга пермского филиала Промсвязьбанка Екатерины Гвоздевой, двукратное сокращение произошло по ряду причин. «С рынка ушли крупные игроки, например, «Еврокоммерц», федеральные банки свернули факторинговые проекты, стоимость привлечения средств возросла как для факторов, так и для клиентов. Были повышены требования к платежеспособности дебиторов, большинство сделок проводятся по схеме с регрессом». Свою лепту, уверена эксперт, внесла и макроэкономическая ситуация – падение доходов населения, снижение платежеспособного потребительского спроса, падение ВВП и девальвация рубля. Кроме того, на сокращении клиентской базы сказался психологический фактор – тем клиентам, которые в первом полугодии 2008 года получали факторинг под 18-20% годовых, в первом полугодии 2009 года было сложно решиться использовать факторинг под 25% годовых и выше.

Дмитрий Кажин поясняет, что причиной сокращения рынка факторинговых услуг стал пресловутый кризис. Он весьма негативно сказался на отраслях промышленности с высокой кредитной нагрузкой, таких как строительная и машиностроительная отрасли. Именно эти компании были основными клиентами российских факторов.

В данном контексте стоит рассмотреть подробнее, что именно произошло с основными участниками пермского рынка факторинговых услуг за период кризиса.

Осенью прошлого года факторинговая компания «Еврокоммерц», некогда лидер на российском и пермском рынке факторинговых услуг, обанкротилась. Она не смогла рассчитаться с кредиторами. Причиной банкротства, по мнению Дмитрия Кажина, могла стать не до конца продуманная система риск-менеджмента компании.

Кроме того, факторинговый бизнес банка «Траст», который также был широко представлен на пермском рынке, был приобретен Внешторгбанком (ВТБ). В результате этой сделки появилась компания «ВТБ Факторинг», официально зарегистрированная в декабре 2008 года и начавшая работать уже в феврале 2009 года. Однако, по словам Екатерины Гвоздевой, каких-то существенных показателей по бизнесу они пока не демонстрируют. Встает закономерный вопрос: чем руководствуются новые компании, выходя на рынок в условиях кризиса? Г-жа Гвоздева считает, что новые компании, видимо, руководствуются желанием «застолбить» место, чтобы не начинать «с нуля» после того, как кризис сменится ростом.

Одними из наиболее значимых игроков факторингового рынка всегда были банки. Дмитрий Кажин утверждает, что 80% банков декларируют возможность оказания клиентам факторинговых услуг, но далеко не все банки действительно их представляют. В пермском крае действительно сильными факторами являются Промсвязьбанк, Петрокоммерц, Альфа-Банк – еще один новый игрок факторингового рынка. Напомним, что Альфа-Банк заявил об открытии факторингового бизнеса еще летом этого года.

По мнению Екатерины Гвоздевой, в первом полугодии обстановка на рынке факторинговых услуг стабилизировалась, кто-то из игроков продолжал работать только на сбор задолженности, кто-то просто приостановил операции до лучших времен. «К середине 2009 года в группе крупных факторов остался лишь Промсвязьбанк, – утверждает она. – В России доля Промсвязьбанка выросла до 31,3%. Доля Промсвязьбанка на рынке факторинга Пермского края также выросла, мы сохранили лидерство и упрочили конкурентные позиции».

Однако необходимо помнить, что кроме банков, факторингом занимаются и специализированные компании, такие как Национальная факторинговая компания, к примеру. Дмитрий Кажин как представитель компании, утверждает, что услуги, предоставляемые банками и специализированными факторами, несколько отличаются друг от друга. Банки предоставляют возможность уступки денежного требования, за рубежом это называется инвойс-дискаунтингом. «Этот банковский продукт несколько отличается от настоящего факторинга», – считает г-н Кажин. Еще одно важное отличие состоит в том, что банки предпочитают работать с «крупными клиентами», которые имеют залоги, основные средства. Специализированные факторы же готовы работать даже с мелкими розничными торговцами, поскольку у них отработаны специальные процедуры мониторинга таких клиентов.

На рынке факторинговых услуг в последнее время наметились новые тенденции. «Эксперт РА» сообщает, что в настоящее время ярко выражена тенденция к сегментации рынка на низкорисковый и высокорисковый факторинг: в первом сегменте растет конкуренция и происходит снижение ставок, тогда как второй сегмент стагнирует, несмотря на большой спрос. Начальник отдела факторинга Промсвязьбанка г-жа Гвоздева прокомментировала корреспонденту Dengi59.ru эту ситуацию: «Из-за кризиса и пересмотра подходов к оценке рисков у большинства банков «идеальный клиент» по факторингу получился идентичным: большой срок работы, большие обороты, относительно низкая долговая нагрузка, «ходовая» отрасль, крупные дебиторы с высокой платежеспособностью и дисциплиной. Важно понимать, что в сегодняшних условиях ни одна факторинговая компания не будет работать себе в убыток, поэтому, предлагая в низкорисковом сегменте демпинговые ставки, она будет поддерживать рентабельность за счет высокого уровня ставок в сегментах с умеренным риском (с высокорисковой дебиторской задолженностью сегодня на рынке практически никто не работает). Клиенту важно понимать, что факторинг – сложная комплексная услуга, где стоимость привлечения средств далеко не главное», – утверждает г-жа Гвоздева.

Дмитрий Кажин также согласен с тем, что рынок факторинговых услуг делится на два сегмента, к каждому из которых необходим свой подход. Не отказываясь работать с небольшими клиентами, Национальная Факторинговая Компания, все же наиболее перспективным и интересным сегментом рынка считает компании, занимающиеся поставкой продуктов питания и товаров народного потребления. Именно в этой отрасли сейчас наиболее обострена конкуренция.

Ретейл интересен и для большинства банков, занимающихся предоставлением факторинговых услуг, потому что на нем меньше всего сказался кризис, они платежеспособны и относительно устойчивы. Еще одним перспективным направлением деятельности, по мнению г-на Кажина, является переход в сферу услуг: перевозки, реклама, клининговые услуги, охранные услуги, обслуживание нефтяных скважин, нефтяного оборудования, а также продажа автозапчастей, аксессуаров, шин, химии, но только для легковых автомобилей. «В других сегментах конкуренция не чувствуется, все на рынке работают хорошо», – заявил Дмитрий Кажин.

Итак, ситуация на пермском рынке факторинга постепенно стабилизируется и начинает налаживаться. Екатерина Гвоздева считает, что уровень развития рынка – удовлетворительный. «Мы ожидаем рост объемов работы по факторингу в Пермском крае в четвертом квартале 2009 года. На рынке достаточно ресурсов для того, чтобы обеспечить факторингом всех поставщиков, увеличивающих отгрузки к сезонному пику – декабрю», – заявила г-жа Гвоздева.