Выберите свой город

От выбранного города зависит представление информации на страницах (например, цены и контакты). Или ищите от А до Я
En | Ru

Эксперт Северо-Запад. Фактор победы. Развитие рынка факторинга продолжится за счет продуктовых сетей

На фоне снижения платежеспособного спроса конкуренция на потребительском рынке ужесточается, поэтому для поставщиков особенно важно сохранить свое место на полке, а возможно, и отвоевать новые позиции. Но если до кризиса взаимоотношения с сетями и работа в условиях отсрочек платежей поддерживались в основном за счет кредитования оборотных средств, то сегодня этот инструмент многим недоступен. По словам участников рынка, постепенно растет число поставщиков сетей, пользующихся факторингом.

В сфере продуктового ритейла основная задача факторинга – компенсировать разрыв, вызванный распространенными в современных формах торговли отсрочками платежей: поставщик получает оплату товара не через один-четыре месяца, а сразу после отгрузки, что позволяет ему не испытывать трудностей с оборотными средствами. Ритейлер же перечисляет деньги непосредственно факторинговой компании. Так называемый закупочный факторинг очень популярен за рубежом и занимает там значительную долю всего рынка факторинговых услуг (до 40%). При этом банк может выступать фактически как посредник между ритейлером и поставщиком, беря на себя часть функций последнего.

«При факторинговом обслуживании банк выступает финансовым партнером как поставщика, так и покупателя, – рассказывает начальник управления факторинга филиала „Санкт-Петербургский“ Альфа-Банка Елена Ставицкая. – Поставщик при использовании факторингового обслуживания, во-первых, досрочно приобретает оборотные средства. Во-вторых, он получает услугу по управлению дебиторской задолженностью. По уступленным в банк требованиям банк осуществляет учет, контроль за своевременностью оплаты, сверки задолженности и другие услуги».

По словам Ставицкой, за свои услуги банк взимает с поставщика комиссии, аналогичные кредитованию юридических лиц: они устанавливаются банком индивидуально в зависимости от финансового состояния поставщика, объемов выплаченного финансирования, срока оборачиваемости задолженности и качества платежной способности покупателя.

Выбор поставщика

Эксперты отмечают, что спрос на факторинг постепенно растет. Объясняется это тем, что если еще недавно отсрочки платежей компенсировались кредитами банков (кредитные линии под залог товара в обороте, овердрафты), то сейчас эти инструменты поставщикам все сложнее привлечь. А факторинг, по сути, позволяет финансировать практически весь объем продаж (при условии качественной дебиторской задолженности).

«Мы, как и многие другие компании, неоднократно пользовались факторингом, – говорит генеральный директор Бокситогорского молочного завода Павел Рябинин. – Это довольно удобная схема, так как не требует залога. Стоимость услуги, правда, может составлять 24−40% годовых». Ритейлеры также отмечают, что все большее число поставщиков пользуются факторингом. «Что касается наших поставщиков, то еще осенью прошлого года, когда уже наблюдался кризис ликвидности, контрагенты практически не прибегали к этому финансовому инструменту, – вспоминает директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group Александр Павлов. – Но в этом году наблюдается значительное увеличение операций по факторингу. На сегодняшний день, думаю, уже 5−7% наших партнеров пользуются этой услугой».

Кстати, ритейлеры также получают ряд преимуществ при переходе поставщика на факторинг: возможность запрашивать большие отсрочки по оплате поставленного товара, сверки с банком состояния задолженности и пр. Однако специфика факторинга состоит в том, что ритейлер не пользуется данной услугой сам, но именно от него зависит своевременный возврат средств. А ответственность за невозвраты ложится на поставщика, которому в этом случае грозят штрафные санкции. Поэтому пока основные потребители услуг факторинговых компаний – только поставщики крупных федеральных сетей. «У крупных сетей самые большие объемы поставок и самые большие отсрочки, – продолжает Павел Рябинин. – В то же время они отличаются четкостью платежей – риск несвоевременных выплат здесь минимален. При работе с сетями второго эшелона факторинг не использует почти никто, так как там выше риски несвоевременной оплаты и меньше объемы».

Ветер перемен

На сегодня факторинговое обслуживание в России осуществляют около 20 банков и специализированных компаний. Динамика роста рынка факторинга в течение нескольких лет была довольно высокой и достигала 20−50% в год. Кризис существенно сократил число игроков (например, обанкротился один из лидеров рынка банк «Еврокоммерц»), но оставшиеся начали постепенно наращивать обороты. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», в первом полугодии 2009 года рынок потерял порядка 50% от объемов первой половины 2008−го, составив около 170 млрд рублей. Однако к концу года ожидается, что отрасль отыграет часть падения за счет роста в четвертом квартале. Объем рынка по итогам второго полугодия 2009−го, по оценкам «Эксперта РА», превысит показатели соответствующего периода 2008−го и составит около 280 млрд рублей. При этом объем рынка по итогам 2009 года будет в границах 430−470 млрд рублей, что ниже показателей 2008−го на 22−29%.

«В 2009 году рынок факторинга заметно изменился, мы до сих пор наблюдаем его перераспределение между основными игроками, – отмечает управляющий представительства Русской факторинговой компании (РФК) в Санкт-Петербурге Павел Майоров. – По-прежнему сильна конкуренция между федеральными факторами, но появились и новые компании, претендующие на значительную долю рынка». По словам Майорова, особое влияние на отрасль оказало изменение структуры спроса на факторинговые услуги. При выборе факторинговой компании определяющей стала цена услуг. Вторая тенденция года – уход поставщиков от отсрочки. Многие производители и оптовики, которые раньше пользовались факторингом или брали кредиты в банках, в период кризиса перешли на предоплату и в данный момент не чувствуют потребности в дополнительных финансовых средствах.

Что касается петербургского рынка факторинга, то его участники считают, что у него неплохие перспективы: только в этом году на рынок вышло сразу несколько игроков. К примеру, в первом квартале 2009−го стартовал проект «ВТБ Факторинг» (ВТБ выкупил этот бизнес у компании «Траст»), с лета начал работу по факторинговому обслуживанию в Петербурге Альфа-Банк, на местный рынок вышла РФК, открыв здесь представительство, и т.д. Как отмечают участники рынка, усиление конкуренции уже позитивно сказалось на процентных ставках, а некоторые новые игроки предоставляют различные льготы при работе с определенными сетями.

Новая сила выживания

Факторинг может помочь компаниям потребительского сектора не только выжить, но и упрочить свои позиции, так как позволит сохранить место на полке, не испытывая трудностей с оборотными средствами. На фоне снижения платежеспособного спроса продвижение новых брендов продовольственных товаров заметно осложняется, а розничные сети в рамках стратегий, ориентированных на максимальное снижение издержек, в основном придерживаются политики сокращения ассортимента. С другой стороны, это время можно назвать хорошей возможностью для продвижения, ведь цены на многие услуги, например рекламные, заметно снижаются. «В условиях дефицита ликвидности, увеличения периодов отсрочки платежей по поставкам большинством розничных компаний факторинг довольно активно используется производителями и оптовиками, чтобы нивелировать риски увеличения дебиторской задолженности и обеспечить нормальное финансирование оборотного капитала», – отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Ожидается также, что факторинговые компании будут все больше ориентироваться на потребительский ритейл: многие секторы экономики потеряли по 20−50% оборота, в то время как на продуктовом рынке наблюдается относительная стабильность. «Наиболее привлекательным для факторинга остается рынок товаров повседневного спроса и пищевых продуктов – это самые активные на данный момент отрасли, – говорит Павел Майоров. – Кризис создал благоприятные условия для крупных производителей и поставщиков, желающих увеличить свою долю рынка, при этом собственные средства расходуются на укрупнение, а оперативная деятельность финансируется за счет факторинга. Такая ситуация наблюдается почти во всех сегментах потребительского рынка».  

Немного истории

Первые попытки внедрить факторинг были предприняты Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР в 1988 году. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок.

После кризиса 1998 года рынок факторинга пережил второе рождение. В течение 10 лет, с 1998-го по 2008 год, рынок активно развивался – фактически его объемы удваивались ежегодно. К 2008 году услуги факторинга предоставляли около 60 компаний, среди которых были коммерческие банки и специализированные факторинговые компании. Однако с началом кризиса многие компании ушли с рынка или закрыли факторинговые отделы.    

Единственный источник финансирования

Заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами Санкт-Петербургского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Станислав Краснов:

– Все факторинговые компании и банки, оказывающие услуги факторинга (и мы, естественно), предоставляют их в сфере продуктового ритейла. На наш взгляд, это наименее рисковая схема, так как спрос на продукты питания будет всегда, несмотря на кризисные явления в экономике. Спрос на факторинг в настоящее время, безусловно, вырос: в нынешних условиях это единственный источник финансирования оборотного капитала для тысяч компаний, осуществляющих поставки товаров и услуг с отсрочкой платежа. Использование факторинга сегодня – это переход компаний от стратегии выживания к стратегии развития.

Ситуация в экономике постоянно меняется. А с помощью факторинга помимо финансирования оборотного капитала можно решать самые разные задачи. Например, последняя тенденция в сетевой торговле – увеличение доли частных марок. Многие используют факторинг для того, чтобы выиграть тендеры и начать производство продукции под частными марками торговых сетей. Курс рубля стабилизировался, статистика сентября показала рост импорта, следовательно, импортеры могут возобновить закупки, а чтобы гарантировать оплату – использовать международный факторинг, предоставляемый банками. Объем операций экспортного факторинга растет последние два месяца высокими темпами, и экспортерам нельзя упускать возможность использования факторинга в работе с покупателями.