Выберите свой город

От выбранного города зависит представление информации на страницах (например, цены и контакты). Или ищите от А до Я
En | Ru

Профиль. Торговля по факту. Российский рынок факторинга напрямую зависит от состояния отечественной торговли. Сегодня дела у ритейлеров пошли в гору - оживились и факторы.

Кризис оказал неоднозначное влияние на рынок факторинговых услуг. С одной стороны, рост проблемной дебиторской задолженности заставил игроков ужесточить требования к риск-менеджменту. Зато с другой - подобное "закручивание гаек" привело к тому, что сейчас большая часть факторов ориентируется на крупных поставщиков товаров народного потребления, сотрудничающих с федеральными сетевыми ритейлерами.

СКИДКИ С ЦЕНЫ

"Для привлечения крупных клиентов факторинговым компаниям приходится идти на уступки по цене, - рассказывает руководитель блока управления продуктовым рядом и инновациями Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу, - поэтому сейчас мы видим картину, когда предложение сконцентрировано в одном сегменте, а во всех прочих оно практически отсутствует".

Снижение тарифных ставок - как положительную тенденцию - отметили все эксперты, опрошенные "Профилем". Однако появление на рынке предложений факторинга под 13 - 15% годовых многих из них удивило. Так, по мнению директора департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктора Носова, факторы, предлагающие такие ставки, либо имеют колоссальный избыток ликвидности и готовы работать себе в убыток, либо речь идет о банальной недооценке рисков и отсутствии качественных услуг. "Ведь разница между минимальным факторинговым тарифом и, например, ставкой рефинансирования ЦБ (9,5%. - "Профиль" ) это не только добавленная стоимость самой услуги, в которую входят управление дебиторской задолженностью, информационно аналитическое обеспечение, это еще и качественная IТ-инфраструктура, риск менеджмент, квалифицированный персонал, - поясняет Носов. - Если этого нет, это уже не факторинг, а "русская рулетка" для клиентов".

В целом, как считает заместитель генерального директора факторинговой компании "Лайф" Александр Федоров, пережив кризис, рынок факторинга стал более зрелым. Это, по мнению эксперта, относится как к факторам, так и к их клиентам: "Среди первых остались только наиболее опытные и устойчивые игроки, предоставляющие клиентам комплексный факторинговый продукт. У вторых же появилось понимание того, чем отличаются предложения различных факторов и из чего строится цена этой услуги. А главное, клиенты научились использовать комплекс факторинговых услуг и не готовы от него отказываться".

КОМУ ВЫГОДЕН ФАКТОРИНГ

Привлекательность факторинга очевидна как для самих сетей, так и для их поставщиков.

Для сетевого ритейла, по словам начальника управления факторинга Газпромбанка Константина Сазонова, это возможность получить оптимальную отсрочку платежа и гарантии того, что поставщик не будет испытывать затруднений с оборотным капиталом и сможет своевременно исполнять свои обязательства по контрактам. Кроме того, использование факторинга позволяет устанавливать минимальные отпускные цены, повышая конкурентоспособность торговой сети.

"Каждый ритейлер заинтересован в том, чтобы на его полках всегда был качественный товар, вовремя и в необходимом объеме, - дополняет начальник отдела продаж управления факторинга Альфа-банка Елена Траханова. - С учетом того, что сеть постоянно развивается, наращивает обороты, не каждый поставщик может увеличивать свой товарооборот в таком же объеме, работая на условиях отсрочки платежа".

"В такой ситуации нужно обязательно учитывать специфику российского рынка, - полагает Александр Федоров, - сетевым ритейлерам, даже при всем их нежелании, приходится работать не только с крупными поставщиками, но и с небольшими торговыми компаниями, а зачастую и с индивидуальными предпринимателями, финансовая устойчивость последних оставляет желать лучшего, а это сказывается и на объемах, и на сроках поставок".

Поставщики, как правило, обладают ограниченными ресурсами и не могут предоставлять отсрочку более чем на определенный срок. "С помощью факторинга можно профинансировать поставщика, добавив ему оборотных средств за счет денег фактора, - продолжает тему генеральный директор Русской факторинговой компании Елена Гладких. - Тем самым сеть получает желаемую отсрочку, а поставщик - живые деньги в срок".

"В условиях ограниченного доступа к кредитным ресурсам для поставщиков сетей, зачастую представителей малого и среднего бизнеса, факторинг - это действительно золотая жила, - уверен Корнелиу Робу. - Работая по классическому факторингу с сетью, поставщик получает оплату отгружаемого товара в размере до 90% от суммы поставки по факту поставки, ликвидируя тем самым кассовый разрыв".

А поскольку договор факторинга бессрочный, то поставщики имеют возможность увеличивать объемы отгрузок в сети в высокий сезон и снижать их в низкий, получая средства в том объеме и на тот срок, который им необходим. По словам Виктора Носова, факторинг имеет черты трехсторонней сделки, что повышает прозрачность взаимоотношений между поставщиком и торговой сетью: банк, заключивший договор факторинга с поставщиком, становится де-факто третьей стороной в сделках купли-продажи, контролируя и управляя процессом оплаты поставок в рамках сделок.

ИНИЦИАТИВА НЕ НАКАЗУЕМА

Основных схем взаимодействия по факторингу между сетями и их поставщиками две: факторинг с регрессом и без регресса. Все остальное, по словам Виктора Но сова, это так называемые маркетинговые производные. В любом случае поставщик заключает договор факторинга с банком, а договор поставки - с сетью.

"В большинстве случаев сети проявляют интерес к факторингу тогда, когда по тем или иным причинам возникает угроза прекращения поставок и появления пустых полок, - резюмирует заместитель начальника управления факторинга ЮниКредит Банка Геннадий Золкин. - Такие ситуации возникают либо в случае ухудшения финансовых возможностей поставщиков, когда они просто физически не могут закрывать дыры при отсрочке платежа, либо в случае неуверенности поставщиков в платежеспособности ритейлера".

Хотя инициатива ритейлера - это все еще большая редкость. "Такое может быть, если ритейлер работает с эксклюзивными поставщиками, диктующими свои условия, которые, как правило, в первую очередь касаются предоплаты или оплаты по факту отгрузки, - уточняет Корнелиу Робу. - Предложив такому поставщику факторинг, сеть удовлетворяет желание поставщика по срокам оплаты поставок, но также получает необходимую ей отсрочку платежа". Другой, но более редкий сценарий - действительно партнерские отношения сети и ее поставщиков, когда каждая из сторон торговых отношений стремится соблюсти паритет интересов, предполагая долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество.

"Есть порой некоторые "неудобства", связанные со сложной и емкой организационной структурой сетей, что затягивает сроки приемки товара и оформления отгрузочных документов", - говорит заместитель председателя правления Инвестторгбанка Сергей Лягин.

Этот фактор, по мнению эксперта, негативно сказывается в первую очередь на поставщиках, так как факторы обычно финансируют поставщика только после документального подтверждения факта поставки товара. Вместе с тем Сергей Лягин каких-то неразрешимых проблем для использования факторинга при осуществлении поставок в сети не видит.

 

Что вы можете предложить сетям и их поставщикам?

ЭКСПЕРТЫ

ВИКТОР НОСОВ, директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка:

"Торговым сетям и их поставщикам мы предлагаем финансовую помощь и методологическую поддержку в работе с отсрочками платежа, в повышении конкурентоспособности, в увеличении и ускорении товарного и финансового оборота. Использование факторинга в сетевой рознице имеет всего два ограничения - это платежная дисциплина контрагентов и потребительский спрос. Все прочие барьеры помогает преодолеть факторинг. Поставщикам факторинг помогает в решении вопросов входа в сеть, участия в маркетинговых акциях, выпуска продукции под торговыми марками сетей (private label). Более того, в Промсвязьбанке при отгрузках товаров в адрес торговых сетей действуют пониженные ставки факторингового тарифа, что обеспечивает поставщику экономию порядка 3 - 5% годовых. Торговым сетям факторинг помогает стимулировать ключевых поставщиков к увеличению объемов отгрузок в высокий сезон без использования механизма предоплаты".