Выберите свой город

От выбранного города зависит представление информации на страницах (например, цены и контакты). Или ищите от А до Я
En | Ru

Журнал Я№1 (Черноземье). Виктор Носов: «Факторинг как инструмент развития»

Больше года владельцам компаний Черноземья поступают недвусмысленные сигналы: падение ВВП и производства, рост безработицы и стоимости кредита, снижение зарплат и покупательной способности населения. В ответ на это логичным кажется решение закрыть бизнес и отправиться сообразно возможностям и способностям: кому на госслужбу, кому за границу, кому на заслуженный отдых.

Виктор Носов, директор департамента факторинговых операций ОАО «Промсвязьбанк», рекомендует бизнесменам Черноземья не торопиться выходить из бизнеса, а использовать кризис для увеличения доли рынка и наращивания оборотов.

 

- Виктор Александрович, на чем основана такая рекомендация?

- Во-первых, на собственном примере – мы в кризис ни на один день не остановили финансирование клиентов. В результате по итогам 2008 года мы стали абсолютными лидерами на рынке, в первом полугодии 2009 года нарастили наше преимущество, профинансировав товарооборот на 38 млрд рублей.

Во-вторых, на статистике торговли - отрасли, на которую приходится около 80% наших операций по факторингу. Росстат сообщает о падении оборотов розницы на 5,4% в январе-сентябре 2009 года. Однако падают Москва и Санкт-Петербург, а в большинстве регионов Центрального федерального округа, Черноземья, торговля растет и становится локомотивом экономики.

Наконец, в-третьих, наша рекомендация основана на классической теории конкуренции – кто сегодня отступит, попробует переждать и вернуться, может не найти себе места на изменившемся рынке. Судите сами: два года назад в Черноземье про факторинг мало кто знал, а этой осенью с началом закупочного сезона в наши филиалы в Белгороде, Воронеже, Липецке, Тамбове за факторингом приходят десятки клиентов.

- Что вы им предлагаете, что такое вообще факторинг в Промсвязьбанке?

- Факторинг – это комплекс услуг, которые оказывает наш банк в обмен на регулярно формирующуюся между участниками торговли дебиторскую задолженность. Подчеркну – не просроченную, а регулярную. Отличие в том, что если ваш покупатель вас «кинул», значит вам в суд. Если же у вас подписан договор поставки с отсрочкой платежа, покупатель платит исправно, но условия у вас изменились, и вы больше не можете ждать денег, значит - вам нужен именно факторинг.

- А не проще ли договориться о сокращении отсрочки платежа?

- Кому-то, возможно и проще, но это еще нужно юридически зафиксировать, согласовать условия. Кроме того, в роли покупателей далеко не всегда безответные агнцы. В продовольственном бизнесе покупатели диктуют условия своим поставщикам. И диктуют жестко. Например, белгородская фирма заключает контракт с федеральной торговой сетью на поставку продукции. Отсрочка по контракту – 60 дней, оборачиваемость товара в сети – около 20 дней. Получается, что среднего размера фирма «кредитует» на сорок с лишним дней федерального игрока с оборотом в сотни миллионов долларов. Факторинг позволяет отказаться от такой практики, при этом, не отказываясь от работы с сетью как с каналом сбыта продукции. С факторингом белгородская фирма получит до 90% стоимости поставки не через 60, а через три дня максимум, остальную сумму после оплаты поставки сетью-дебитором. Более того, все 100% суммы с торговой сети будет требовать сам банк, которому только попробуй не заплатить. В итоге пока по первой поставке пройдет период отсрочки, вы успеете отгрузить в ту же сеть столько продукции, сколько она сможет продать.

- Год назад с рынка ушли факторинговые компании «Еврокоммерц» и «Траст», оставив без оборотных средств тысячи компаний. Как в этих условиях вам удается привлекать новых клиентов?

- Сплавом честности, денег и психотерапии в первом полугодии мы заключили свыше 250 новых договоров, и сейчас наша клиентская база продолжает расти! А если без шуток, то основные причины – три. Первая - мы стали гораздо интенсивнее работать. Если в кризис опустить руки – после будет не к чему их приложить, бизнес закончится. Поэтому вот уже третий квартал у нас проходит под девизом «Не сбавляйте обороты!» Вторая причина – факторингу как инструменту пополнения оборотных средств сегодня альтернатив практически нет: кредиты дорогие, залоги принимаются с большим дисконтом, чтоб получить деньги, зачастую, нужен административный ресурс. Краткосрочное финансирование без залога по ставкам, сопоставимым с кредитными, сегодня получить можно только по схеме факторинга.

- А третья причина? Люди?

- Совершенно верно. Кризис поделил собственников на два лагеря – на тех, кто выживает, и тех, кто развивается. Сколько встречался с руководителями компаний в центрально-черноземном регионе - многие из них думают только о том, чтобы взять новый кредит на покрытие старого. Это выживание на грани с иждивением – просить, обивать пороги, ходить на поклон за субсидиями. Если компания настроена на развитие, она придет к нам в банк и получит надежный финансовый рычаг, с помощью которого сможет обойти «выживающих» конкурентов, займет лидирующие позиции и после окончания кризиса свою долю рынка так просто не отдаст.

- Просветительская позиция…

- Конструктивная! Мы сегодня шаг за шагом продолжаем восстанавливать финансовый оборот в торговле, и одновременно реабилитируем репутацию факторинга как продукта, как экономического инструмента.

- Говорят, что инструмент этот отнюдь не дешевый…

- А он и не может быть дешевым, потому что это сложная, комплексная услуга. Мы же не просто даем нашим клиентам короткие деньги без залога, мы обеспечиваем прозрачность финансовых расчетов между нашими клиентами и их покупателями, поддерживаем платежную дисциплину в рамках договора поставки, даем клиентам информацию о платежеспособности и финансовом состоянии покупателя. Это позволяет снизить риски неплатежей, просрочек, мошенничеств. Мы избавляем наших клиентов от массы проблем, которые в условиях кризиса становятся порой критическими для бизнеса.

- Какие сложности в работе по факторингу в Черноземье? Как планируете с ними бороться?

- Главное препятствие – отсутствие культуры безналичного расчета, недостаток прозрачности торговых операций. Нет прозрачности – нет развития. Нельзя вечно бояться, что кто-то придет и перекроет кислород.

Бороться мы ни с кем не планируем. Наш подход прост: хотите работать по факторингу, развиваться, получать лучшие условия по лимитам и процентным ставкам –, убирайте из договора поставки «неформальные» обременения, повышайте прозрачность.

- Где в Черноземье наибольший потенциал для использования факторинга?

- Везде, где живут и работают люди. В Белгороде, в Воронеже, Тамбове у нас сильные позиции, филиал в Липецке набирает обороты. В Центральном федеральном округе, без учета Москвы, в первом полугодии наш оборот превысил 5,5 млрд рублей, свыше 150 активно работающих клиентов.

Вообще географических ограничений в факторинге нет. Например, в октябре мы начали работать с воронежским клиентом по экспортному факторингу. Это очень интересный вариант торговой операции, реализуемый в рамках международной сети Factors Chain International, в которой мы участвуем с 2003 года. Называется «двухфакторная модель» – иностранный банк или компания, входящая в эту сеть, гарантирует нам возврат валютной выручки от иностранного покупателя, с которым работает наш российский клиент-экспортер. Мы, получив данные от партнера по FCI, финансируем поставку с отсрочкой платежа. По импорту – та же схема, только уже мы гарантируем платежеспособность российской компании, которая получает отсрочку от нерезидента.

- Недавно опубликовали рейтинг российского факторинга за полугодие. Рынок по сравнению с прошлым годом просел вдвое. Тем не менее, вы верите в подъем. Почему?

- Потому что только так этот подъем настанет. Можно верить или не верить рейтингам, но веру в собственные силы, в опыт и профессионализм своей команды важно сохранять в любой ситуации, особенно в кризис. У нас свыше 30% российского рынка факторинга, кому как не нам этот рынок восстанавливать, возвращать доверие клиентов. И наши филиалы в Черноземье мы сегодня ориентируем именно на это – помогать развиваться местным компаниям, местной торговле.