Выберите свой город
От выбранного города зависит представление информации на страницах (например, цены и контакты). Или ищите от А до Я
En | Ru

Вестник руководителя (Иркутск). Азы факторинга

В условиях финансового кризиса факторинг — единственный источник финансирования оборотного капитала для тысяч компаний, осуществляющих поставки товаров и услуг с отсрочкой платежа. Использование факторинга сегодня — это переход компаний от стратегии выживания к стратегии развития.

Факторинг исторически тесно связан с торговлей. Первая в мире факторинговая организация, House of Factors, созданная в Великобритании три века назад, финансировала торговцев сукном, поставлявших свои товары с отсрочкой платежа. Сегодня в России на долю торговли приходится до 80% оборота по факторингу.

Факторинг – это комплексная услуга, в которую, помимо финансирования под уступку денежного требования, входит управление дебиторской задолженностью, информационно-аналитическое обеспечение и консалтинг.

Схема факторинга проста. Продавец предоставляет банку-фактору договор купли-продажи, сведения о контрагенте и подписанное покупателем уведомление об уступке права требования. В момент осуществления поставки товаров продавец передает банку отгрузочные документы, а фактор выплачивает ему финансирование в размере до 90% от суммы поставки. Покупатель по истечении оговоренного срока перечисляет банку сумму по поставкам, которая, за вычетом комиссии и ранее предоставленного финансирования, переводится клиенту.

Факторинг не имеет географических ограничений. Сегодня в России большим спросом пользуется международный факторинг, реализуемый в рамках «двухфакторной модели», принятой для участников международной сети Factors Chain International (FCI). На стороне российского экспортера или импортера в этой схеме действует Промсвязьбанк, входящий в FCI, на стороне иностранного покупателя или продавца – также участник FCI, факторинговая компания или банк. Для экспортеров возврат валютной выручки гарантирует зарубежный участник FCI, что позволяет российской компании предоставить иностранному покупателю отсрочку платежа (часто наличие отсрочки позволяет выиграть тендер на поставку товаров на экспорт). По импорту – та же схема, только уже российский банк гарантирует платежеспособность российской компании, которая получает отсрочку от иностранного поставщика.

Лучше, чем кредит

Факторинг - альтернатива дорогим и подчас недоступным кредитам-овердрафтам и одновременно эффективный инструмент управления оборотными средствами в торгово-закупочной деятельности. В отличие от кредита, факторинг не требует залогового обеспечения, не имеет ограничений по размеру финансирования и не зависит от объемов уже полученных предприятием ссуд.

Кроме того, важным преимуществом факторинга для поставщиков является и то, что банк в рамках услуги по административному управлению дебиторской задолженностью берет на себя трудоемкую работу, связанную со сбором платежей и контролем платежной дисциплины покупателей. То есть выступает на стороне поставщика в случае, если покупатель задерживает оплату товара по истечении периода отсрочки.

С чего начать

Факторинг для компании – это механизм предотвращения кассовых разрывов, ускорения инкассации выручки, увеличения торгового и финансового оборотов.

Для начала руководитель, финансовый директор должен понять, нужен ли ему факторинг в принципе. Факторинг не применим для разовых сделок, значит поставки в адрес покупателей должны осуществляться по бессрочному или долгосрочному договору в течение длительного времени (год и более). Поставки должны осуществляться регулярно, с оплатой по безналичному расчету и на условии отсрочки платежа. Отсрочка не должна превышать 120 дней, в идеале – до 60 дней.

Шаг второй – выбор дебиторов, в адрес которых будут осуществляться поставки с факторинговым финансированием. Если дебитор-покупатель традиционно задерживает оплату, банк вряд ли согласится финансировать поставки в его адрес, а если согласится – ставка будет выше рыночной.

Шаг третий – выбор банка, установление лимита и ставки тарифа, заключение договора. Наши специалисты будут запрашивать отчетность вашей компании, ваших покупателей, будут просить подписать уведомления об уступке права денежного требования, возможно, поручительства акционеров. Чем глубже банк вникает в ваш бизнес, тем больше шансов получить от факторинга в этом банке максимальный экономический эффект. Договора факторинга – бессрочные, поэтому если средства в рамках лимита клиенту не нужны, никаких затрат по договору он не несет.

Шаг четвертый – подписание трехстороннего уведомления об уступке права денежного требования. По ходу сотрудничества будет проходить сверка или верификация поставок, чтобы не образовывалось задвоения «дебиторки», чтобы в договоре поставки факторинг не пересекался с зачетами и прочими «дополнительными» обременениями. Расчеты по факторингу ведутся через специализированный факторинговый счет. Это гарантия прозрачности торговых сделок.

 

Факторинг – источник роста

Дефицит и невысокая доступность кредитных ресурсов вынуждает предприятия искать другие источники, как для финансирования своей текущей деятельности, так и для выхода на новые рынки и захвата доли менее удачливых конкурентов. По оценкам начальника отдел факторинга Иркутского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Павла Лебедева, эффективным инструментом для сохранения и роста бизнеса сегодня является факторинг. 

-- Павел, с начала кризиса банки серьезно изменили условия предоставления кредитования, подняли ставки. Как в среднем по рынку изменились условия предоставления факторинга?

-- Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что ставки по факторингу по сравнению с началом года снизились по всему рынку – в среднем до 22-25%. Исключение составляют компании, которые работают без банковской лицензии – для них стоимость фондировании критична и они продолжают «держать» цены, установленные на пике кризиса. В ближайшее время мы ожидаем дальнейшего снижения ставок. Однако важно понимать, что смягчение тарифной политики не отменяет строгости риск-менеджмента. Да, мы начинаем финансировать поставщиков на льготных условиях, но взамен требуем прозрачности операций и качественную дебиторскую задолженность.

-- Вы говорите о снижении тарифов до 22%, но сегодня на рынке можно встретить предложения под 18% годовых и ниже… Понятно, что это, скорее всего, демпинг, но возможно, факторам, предлагающим такие расценки, таким образом удастся перетянуть на себя часть рынка?

-- Демпингуют на рынке компании, пытающиеся нарастить портфель, но не уверенные в своих силах. Сегодня у них есть средства, чтобы профинансировать товарооборот, завтра они могут кончиться, как это было с «Еврокоммерцом» и «Трастом» ровно год назад. Работая с такими факторами, предприятия забывают о качестве и делают на факторов ставку, как в рулетке – повезет, не повезет, профинансирует – не профинансирует, поднимет тариф с 18 до 26 % или не поднимет…

Лично я рекомендую тем, кто сегодня пытается искать факторинг под 18 % годовых и ниже, приготовиться к «сюрпризам», которые недавно практиковались на рынке потребительского кредитования «под ноль процентов».

-- Кстати, как в кризисный год изменился спрос на факторинг со стороны предприятий Иркутской области?

--По нашим оценкам спрос вырос и продолжает расти уже три квартала подряд. На мой взгляд, главная причина роста интереса региональных предприятий к факторингу в том, что ситуация с финансированием реального сектора за счет кредитных ресурсов выправляется чрезвычайно медленно. Мы видим определенное оживление в сегменте МСБ, снижаются ставки для корпоративных клиентов. Однако в целом иркутские банки пока не в состоянии обеспечить предприятия денежным предложением, которое полностью отвечало бы задачам перехода региональной экономики от стагнации к динамичному росту. Поэтому факторинговое финансирование сегодня едва ли не единственный источник для пополнения оборотных средств, для наращивания торгового и финансового оборотов. Кроме того, для большинства иркутских компаний, работающих с отсрочкой платежа, факторинг необходим – хотя бы как альтернатива труднодоступным кредитам.

-- Рост спроса на факторинг имеет какую-то отраслевую специфику?

-- Традиционно факторинг – продукт, предназначенный для торговых компаний. Именно в сфере торговли наиболее часто используется отсрочка платежа, именно на торговлю приходится около 80% оборота факторинга в России. Однако, наша практика показывает, что не менее успешно с этим инструментом могут работать компании из пищевой и перерабатывающей промышленности, энергетики, торговые сети, компании из многих других отраслей.

-- А размер компании имеет значение?

-- Таких ограничений нет, поскольку в факторинге банк ориентируется в первую очередь обороты – финансовый и товарный. Если они велики, стабильны и растут, покупатели-дебиторы надежны и платежеспособны, такая компания получит доступ к факторинговому финансированию.

-- В чем преимущество факторинга по сравнению с другими финансовыми инструментами сегодня?

-- Основное преимущество факторинга – возможность оперативно пополнить оборотный капитал, не привлекая кредиты, не обременяя основные средства залогами. В условиях кризиса к преимуществам добавились доступность и ставки тарифа, сравнимые с кредитными – при том, что получить кредит на приемлемых условиях сегодня чрезвычайно сложно. Важно также отметить, что в отличие от кредитов или овердрафтов, договор факторинга – бессрочный. Компания может использовать факторинг, когда он действительно необходим, и не нести расходов, когда он не используется. Кроме того, факторинговая комиссия относится на операционные расходы, уменьшая налогооблагаемую базу.

-- Как правильно выбрать банк, с которым работать по факторингу?

- При выборе банка, предоставляющего факторинг, нужно учитывать: его надежность, позиции на рынке факторинга, способность помимо финансирования предоставить услуги административного управления дебиторской задолженностью, информационно-аналитическое обеспечение. Банк должен оказывать все виды факторинга – внутренний с регрессом и без регресса, и международный, входить в международную факторинговую организацию, например, Factors Chain International. И конечно же важно правильно оценить соотношение цены и качества предоставляемых услуг.