Выберите свой город
От выбранного города зависит представление информации на страницах (например, цены и контакты). Или ищите от А до Я
En | Ru

Эксперт-Северо-Запад (Санкт-Петербург) Фактор избирательности (Великанова Ольга)

Банки и факторинговые компании рассчитывают на рост рынка факторинга в 2010 году на 20-30%. Основание для оптимистичных прогнозов - более дешевые, чем в прошлом году, источники фондирования, а также восстанавливающийся спрос в отдельных отраслях бизнеса. Подобные тенденции подвигают к выходу на рынок новых игроков, так что конкуренция будет жесткой. Тем не менее многие факторы, сделавшие выводы после провального 2009 года, намерены по-прежнему весьма избирательно подходить к выбору клиентов и дебиторов.

По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", российский рынок факторинга в 2009 году сократился на 40% - объем рынка составил 361 млрд рублей. В Петербурге, по подсчетам начальника управления факторинга банка "Петрокоммерц" Александра Морозова, этот показатель составил 45-55 млрд рублей. Портфели факторов Северной столицы сократились в среднем на 40-50%, замечает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами Санкт-Петербургского филиала Промсвязьбанка Станислав Краснов. "В связи с кризисом произошло серьезное сжатие портфелей большинства участников рынка, за исключением трех-четырех лидеров. Иностранные банки, работающие на факторинговом рынке, просели наиболее сильно - портфели сократились до 70%", - говорит Краснов.

Остаться на плаву

Причины провала рынка в прошлом году вполне очевидны. Во-первых, высокая стоимость, а зачастую и недоступность финансовых ресурсов для факторов, вследствие чего многие из них не имели возможности кредитовать клиентов. "Те, кто все же не заморозил финансирование, были вынуждены устанавливать высокие ставки. Из-за этого для большинства клиентов стоимость услуги выходила за пределы рентабельности. Естественно, в такой ситуации спрос серьезно упал", - уточняет генеральный директор ФК "Санкт-Петербург" Полина Гуща.

Во-вторых, многие компании перестали работать с отсрочкой платежа, выставляя покупателям требование платить по факту доставки. Делалось это не только из-за обострившейся необходимости в оборотных средствах, но и в целях снижения рисков на случай резкого ухудшения финансового состояния покупателя. "Политику риск-менеджмента пересмотрели и сами факторы, существенно ужесточив критерии оценки платежеспособности клиентов и дебиторов, что сильно сузило круг потенциальных заемщиков", - поясняет Станислав Краснов.

Не обошлось и без крупных дефолтов на российском рынке, в частности его покинули такие крупные игроки, как ФК "Еврокоммерц" и МФК "Траст". Операционные активы последнего в начале 2009 года приобрела Группа ВТБ.

Как и в сфере банковского кредитования, на факторинговом рынке образовалась весомая масса просроченных долгов, часть которых факторы не вернули до сих пор. "Проблемная задолженность есть почти у всех, с ней ведется работа. Методы различные - от реструктуризации до судебных разбирательств и участия в процедуре банкротства, - рассказывает Полина Гуща. - За последние четыре-пять месяцев ситуация с просроченной задолженностью значительно улучшилась, что является следствием не только улучшения экономического положения клиентов и дебиторов, но и определенного ужесточения критериев их оценки с нашей стороны". Как полагает Краснов, объем "плохих" долгов будет снижаться, но незначительно: долги тех дебиторов и клиентов, кто ушел с рынка и при этом не располагал относительно ликвидным имуществом, уже вряд ли удастся вернуть. Наиболее проблемные дебиторы - это участники строительного рынка, металлотрейдеры, поставщики ГМС, дистрибуторы элитного алкоголя".

Процент просрочки по факторинговым сделкам в Санкт-Петербурге у Промсвязьбанка незначителен, что говорит о правильности стратегии риск-менеджмента, выбранной банком. "При этом мы не переставали финансировать клиентов в кризис, хотя ставки были увеличены. Благодаря тому, что многие факторы полностью заморозили финансирование, нам удалось привлечь их клиентов и даже нарастить портфель - в 2009 году по сравнению с предыдущим он вырос в три раза. Конечно, мы отфильтровали клиентскую базу, заморозив сделки с клиентами из проблемных отраслей", - отмечает Станислав Краснов.

Перспектива есть

В 2010 году факторы ожидают закономерного роста рынка. Прежде всего, он неизбежен после глубокого падения в 2009-м. "Поскольку в прошлом году рынок сократился почти вдвое, перспективы его роста выглядят весьма реалистично, - считает заместитель начальника управления факторинга ЮниКредит Банка Геннадий Золкин. - К сожалению, докризисных 150-200% роста ожидать не приходится, но положительная динамика в диапазоне 20-30% представляется весьма реальной".

Один из основных драйверов роста - удешевление финансовых ресурсов для факторов, которое можно наблюдать уже сегодня. Как замечает Золкин, на данный момент ликвидности на рынке вполне достаточно и краткосрочные ставки для банков первого круга уже имеют стоимость ниже докризисной. "Если не произойдет скачка инфляции и ЦБ не будет принимать стерилизационных мер, то снижение ставок распространится и на банки второго эшелона", - говорит он.

Подобные благоприятные условия позволяют факторам снижать стоимость услуг и расширять круг потенциальных клиентов. Как отмечает Полина Гуща, на сегодняшний день ставки по факторинговым сделкам почти сравнялись с процентами по банковским кредитам. И, по мнению Станислава Краснова, стоимость факторинговых услуг уже достигла докризисного уровня. "Разброс ставок очень велик: минимальная величина - 12-13%, максимальная может доходить и до 25%. В нашем банке в кризис средняя величина кредитных ставок составляла 20%, сегодня этот показатель достигает 12%. Думаю, в дальнейшем кредитные ставки факторов будут снижаться, но уже не так значительно", - уверен Краснов.

Не пренебрегать малым

В ответ на более доступное предложение начинает оживать и спрос. Рост обращений к факторинговым услугам наблюдается в отраслях, которые наиболее динамично восстанавливаются после кризиса. "Оттепель на рынке, по нашим наблюдениям, началась еще в последнем квартале прошлого года, и сегодня можно констатировать положительную динамику", - подтверждает Полина Гуща.

Традиционно локомотивом рынка факторинга выступают оптовые компании, в частности работающие в сегменте FMCG (товаров народного потребления). По словам Краснова, такие клиенты составляют в среднем до 80% портфелей факторов. Наиболее предпочтительны поставщики розничных сетей: факторы рассматривают ритейлеров, особенно продуктовых, как одних из самых надежных дебиторов, схема работы с которыми уже отлажена и понятна. "Вероятнее всего, в ближайшие год-полтора продолжится тенденция к смещению потребительского спроса в сторону продуктов питания, что определяет пищевой сектор как наименее рискованный, - размышляет Геннадий Золкин. - А ритейлеров можно обозначить как основную целевую нишу для факторингового финансирования".

Тем не менее фокусировать портфель исключительно на сетевой рознице многие факторы считают рискованным. За поставщиков ритейла разворачивается жесткая борьба, но их количество ограничено. В связи с этим факторы начинают конкурировать в этом сегменте по ставкам и доходность сделок ощутимо падает, объясняет Гуща. "Для оптимизации нашей рентабельности мы стараемся делать акцент и на других направлениях", - поделилась она. Круг дебиторов, с которыми готовы работать факторы, безусловно, будет расширяться. Ради увеличения портфеля и его большей диверсификации они будут вынуждены либерализовывать требования к дебиторам. "В части дебиторов с высокой степенью финансовой устойчивости конкуренция очень высока, - говорит Александр Морозов. - Работа с более рискованными дебиторами для некоторых факторов станет способом повышения доходности, а для кого-то - вопросом выживания".

Велика потребность в факторинговых услугах и у представителей малого бизнеса. Как правило, малые компании и индивидуальные предприниматели имеют меньше шансов на получение банковских кредитов, а потребность в оборотных средствах у них часто острее. Станислав Краснов отмечает, что в настоящее время количество обращений со стороны малого бизнеса активно растет, но степень риска в работе с ним выше, чем с крупными клиентами. "У малых предприятий зачастую нет дифференцированного портфеля дебиторов, они вынуждены работать с двумя-тремя крупными покупателями, и если у тех возникают трудности, то и фактору проблем не избежать. И, конечно, суммы сделок у них меньше, так что набирать портфель из малых компаний - весьма кропотливое занятие, - рассуждает Краснов. - Драйверами роста факторингового рынка будут все же крупные клиенты, но от работы с малым бизнесом разумные факторы не откажутся. Этот сегмент обладает большим потенциалом роста, вопрос заключается в грамотной оценке рисков и качестве дебиторов таких клиентов".

Умерить аппетиты

Оживающий рынок требует от факторов мобилизации ресурсов и активного наращивания "похудевших" в кризис портфелей. Эксперты полагают, что нынешний год станет периодом очень жесткой конкуренции. На рынок выходят те, кто в кризис прекратил финансирование, а крупные федеральные компании еще в конце прошлого года стали расширять свое присутствие в регионах. Так, по словам Александра Морозова, на рынок Санкт-Петербурга в 2009 году вышли сразу несколько крупных федеральных игроков - "ВТБ Факторинг", Альфа-Банк и Российская факторинговая компания, планируют открыть свои представительства и другие участники рынка, например "СИСТЕМА Фактор". Появляются и новые игроки, решившие воспользоваться благоприятной ситуацией на рынке.

Дилемма, которую предстоит решить факторам в связи с ужесточающейся конкуренцией, характерна для всех финансовых организаций, чья деятельность связана с кредитованием. И банки, и лизинговые компании вынуждены искать баланс между ослаблением требований к заемщикам и рисками, которые при этом возрастают. Велика вероятность того, что некоторые поддадутся соблазну нарастить портфель за счет рисковых клиентов.

"Чрезмерный аппетит к риску на рынке, конечно, к кому-то придет, - не сомневается Геннадий Золкин. - Но это будет позже. Еще слишком свежи в памяти громкие дефолты факторинговых компаний, которые пренебрегали элементарным риск-менеджментом и кредитным анализом". Вполне возможно, добавляет Золкин, что некоторые отрасли будут восстанавливаться быстрее ожидаемого, что повлечет улучшение финансовой ситуации в считавшихся ранее рискованными сегментах.

Сильной либерализации требований к дебиторам от лидеров рынка в ближайшее время ожидать не стоит. Как рассказывает Станислав Краснов, Промсвязьбанк основное внимание при оценке рисков намерен уделять качеству дебиторов клиента и дифференцированности его покупательского портфеля: "В меньшей степени будем делать акцент на финансовое состояние поставщика".

Ход - за регионами

Консерватизм в оценке рисков станет одним из сдерживающих факторов роста сегмента безрегрессного факторинга. Несмотря на привлекательность таких сделок с финансовой точки зрения, идти на подобные риски готовы немногие. "Безрегрессный факторинг - это принятие однобокого бланкового риска, что далеко не всегда оправданно, - подтверждает Геннадий Золкин. - А если такой риск застрахован, это значительно сказывается на стоимости услуги, что не всегда устраивает клиента. Данному виду факторинга, безусловно, есть куда расти, но локомотивом роста он не станет".

Более широкого распространения безрегрессного факторинга эксперты ожидают не раньше 2011 года. "Это услуга недешевая и требует серьезных подходов к риск-менеджменту со стороны фактора, - поясняет начальник управления факторинга филиала TСанкт-Петербургский¬ Альфа-Банка Елена Ставицкая. - С одной стороны, факторам необходимо отладить действующие механизмы, а с другой - спрос на данную услугу не столь велик. Поставщики не будут переплачивать за финансирование сделок с надежными покупателями, а для ненадежных факторы и страховые компании могут не установить лимиты".

Тем не менее в качестве одного из конкурентных преимуществ отдельные факторы готовы развивать такую услугу, но не в массовом порядке, а только для первоклассных клиентов. "Мы уже запустили услугу безрегрессного факторинга и на данный момент работаем над увеличением числа дебиторов, с которыми будем сотрудничать по такой схеме. Конечно, это касается клиентов и дебиторов, с которыми у нас есть положительный опыт взаимодействия, с непроверенными поставщиками по безрегрессу работать никто не станет", - говорит Станислав Краснов.

Основным же конкурентным инструментам останется величина кредитной ставки, а значит, факторы продолжат поиск наиболее доступных источников фондирования. Как замечает Ставицкая, увеличение портфелей возможно и за счет выхода на неосвоенные рынки. "Весомыми преимуществами в борьбе за клиентов будут высококачественный сервис, а также эффективное программное обеспечение", - дополняет она.

Александр Морозов обращает внимание на то, что в связи с особенностями факторингового рынка Северной столицы в этом году в конкурентной борьбе сохранится весомая роль человеческого фактора. "В Петербурге, в отличие от Москвы, во взаимоотношениях клиента и фактора большую роль играет контакт, установленный сотрудниками этих организаций, поэтому нередки переходы клиентов из одного банка в другой вслед за их менеджером по факторингу. Рынок факторинга в Санкт-Петербурге еще не показал свой потенциал и будет в 2010 году активно развиваться", - убежден Морозов.

По словам Краснова, можно ожидать прироста портфеля на 20-30%: "Для нас это задача-минимум, в идеале мы планируем достичь докризисных темпов роста". Динамично расти будут и региональные рынки. "Драйвером роста может выступить эффект низкой базы: от кризиса регионы пострадали сильнее, и восстановление региональных рынков начнется именно сейчас", - резюмирует Геннадий Золкин.