Выберите свой город
От выбранного города зависит представление информации на страницах (например, цены и контакты). Или ищите от А до Я
En | Ru

Business FM. «Бизнес-кейс» с директором департамента развития малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Кириллом Тихоновым

Промсвязьбанк планирует провести ряд семинаров для предприятий малого и среднего бизнеса. Мероприятия - бесплатные. Банк просто планирует таким образом стать ближе к интересному сегменту клиентов. Подробнее о том, почему кредитная организация хочет работать с небольшими компаниями – «Бизнес-кейс» с Еленой Иванкиной.

Вложение сил и средств в формирование в России малого предпринимательства, как особого класса, позволит банкам получить надежных клиентов в этом сегменте в будущем, говорит директор департамента развития малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Кирилл Тихонов:

Кирилл Тихонов: Сектор имеет огромный потенциал для роста и развития. Это нельзя не заметить, это нельзя отрицать. Если говорить глобальными цифрами, вклад малого бизнеса в ВВП России в рамках мировых норм остается по-прежнему на низком уровне. Экспертная оценка – 20-21%, мировая практика 50% и выше. Это говорит о том, что малый бизнес у нас есть, но с точки зрения формирования экономики остается доля незначительная. Мы все оптимисты, мы верим, что доля малого бизнеса будет расти.

Бизнес FM: Сектор в России действительно пока развит слабо. Этому есть причины – высокая налоговая нагрузка в прошлом и фактическое отсутствие исторического опыта.
Однако в последние годы произошел ряд позитивных изменений.

Кирилл Тихонов: Если оглянуться назад, я могу сказать, что есть значительные изменения в лучшую сторону и действительно это выражается в конкретных мерах. Раньше для того, чтобы войти в малый бизнес, необходимо было пройти целый ряд административных барьеров, получить лицензию, количество видов бизнеса, которые попадали под лицензирование, измерялось десятками, и для малого бизнеса это были серьезные барьеры. Понятно, что любой барьер можно обойти, но это время, ресурсы, силы зачастую никому ненужные. Сегодня стать субъектом малого предпринимательства достаточно просто. Есть законодательство, четкие нормативные акты, которые регулируют бизнес, и сейчас развитие бизнеса зависит в первую очередь от желания.

Бизнес FM: Положительная тенденция в росте и укрупнении небольших предприятий уже прослеживается. К тому же на рынок приходят новые люди, которые полны энтузиазма, идей и желания зарабатывать.

Кирилл Тихонов: Много появляется малых предприятий, которые не связаны напрямую с торговлей, это и производственная сфера и сфера услуг, есть даже ряд инновационных малых предприятий. Мы как один из крупнейших банков, который является лидером на рынке, приняли решение поддерживать этих номинантов с точки зрения создания для них более интересных условий и мы принимаем сейчас активное участие в награждении их в различных конкурсах. В частности, мы сейчас поддерживаем премию студенчества в области предпринимательства, есть студенты, которые начинают развивать бизнес, параллельно получая образование, у них есть дополнительная практика, они более чем успешны по многих направлениях.

Бизнес FM: Но не стоит забывать о тех, кто давно работает на рынке. В мире происходят постоянные изменения, появляются новые более эффективные продукты, за которыми предприниматели не всегда могут уследить сами. Советы – помогают развиваться бизнесу.

Кирилл Тихонов: Мы планируем запустить ряд бизнес-семинаров по России, куда бы мы хотели приглашать малых предпринимателей, чтобы дать им краткий курс тех дисциплин, предметов, которые им пригодятся с точки зрения развития бизнеса. Например, как более эффективно построить маркетинговую стратегию с ограниченным бюджетом, как брендировать товар, себя позиционировать на рынке и более конкретные вещи, связанные с налогообложением, с управленческой отчетностью. В качестве лекторов-консультантов мы планируем привлекать как собственных сотрудников, так и внешних преподавателей-консультантов.

Бизнес FM: От некоторых видов своей поддержки малому бизнесу Промсвязьбанк не получает вообще никакого дохода. Но это имиджевый ход. К тому же, чем больше на рынке предпринимателей в принципе, тем большее их количество может стать потенциальными клиентами банка. Вопреки уже устоявшемуся стереотипу, малый бизнес нуждается не только в кредитных продуктах.

Кирилл Тихонов: Также существует большая категория некредитных клиентов, потребность которых измеряется не только в кредитовании, их также интересуют консалтинговые услуги, расчетно-кассовое обслуживание, продукты, аналогичные тем, которые потребляют физлица - депозиты, транзакции через банк-клиент, интернет-банк, это та категория клиентов, которая также представляет серьезный интерес, мы видим в этом потенциал для развития.

Бизнес FM: Часть предпринимателей начала пользоваться и более сложными услугами. Такими, например, как факторинг.

Кирилл Тихонов: В большей степени этот продукт интересует клиентов корпоративного сегмента, но в малом бизнесе тоже у нас сейчас возникают определенные потребности. Я не могу сказать, что факторинг для малого бизнеса сейчас является одним из ключевых продуктов, но в нашей линейке он присутствует. Соответственно, наряду с обычным кредитованием, которое у нас представлено более чем 10 разными продуктами, в зависимости от сроков, целей, условий, факторинг - это такое хорошее дополнение, которое мы также предлагаем клиентам малого бизнеса в случае, если видим такую необходимость, или у клиента возникает потребность.

Бизнес FM: Для того чтобы привлечь клиентов, банк организует специальные акции для небольших предприятий, а иногда даже предоставляет скидки.

Кирилл Тихонов: Мы можем себе позволить на основании опыта сотрудничества с определенным клиентом либо сегментом сделать для них такой приятный сюрприз в виде определенных скидок. Это может быть выражено в прямой кредитной ставке, это может быть выражено и в других тарифах, связанных с обслуживанием клиента.

Бизнес FM: Есть еще один стереотип на рынке, что малый бизнес - это более рисковый сегмент, чем крупные клиенты. Кирилл Тихонов убежден, что это не так.

Кирилл Тихонов: С точки зрения портфеля, наверное, для банка наоборот интереснее иметь диверсифицированный портфель, поскольку все-таки, если говорить о риске конкретно на одного заемщика, то в корпоративном бизнесе он, очевидно, выше, потому что в данной ситуации мы имеем четко выраженную концентрацию рисков на одного клиента. Если мы говорим о малом бизнесе, то этот риск распределяется между сотнями, а то и тысячами клиентов.

Бизнес FM: Объем выданных Промсвязьбанком кредитов в прошлом году компаниям малого и среднего бизнеса составил 367 миллиардов рублей.