Выберите свой город
От выбранного города зависит представление информации на страницах (например, цены и контакты). Или ищите от А до Я
En | Ru

Свой бизнес. Александр Чернощекин: Среднему бизнесу — специализированные финансовые решения

Промсвязьбанк выбрал обслуживание предприятий из сегмента среднего бизнеса ключевым направлением своего дальнейшего развития. Цель банка — иметь диверсифицированный и качественный портфель клиентов, включающий в себя не только крупные корпорации, но и компании среднего и малого бизнеса. Директор департамента корпоративных продаж Промсвязьбанка Александр Чернощекин уверен, что именно средний бизнес будет расти наиболее быстрыми темпами в ближайшие годы, и, следовательно, этот сегмент является самым перспективным с точки зрения развития банковских продуктов и сервисов. Поэтому уже сейчас в Промсвязьбанке создана отдельная процедура рассмотрения заявок (прежде всего кредитных) для клиентов данной категории. Оптимизация процесса означает, что в течение 5-10 рабочих дней с момента подачи полного пакета документов компания может рассчитывать на ответ о возможности получения финансирования.

Как правило, у каждого банка есть своя собственная система классификации клиентов. Какие предприятия вы относите к среднему бизнесу?

Целевой клиент среднего бизнеса для нас — это предприятие с годовой выручкой от 360 млн. до 2,5 млрд. рублей. В зависимости от специфики региона эти рамки могут быть несколько расширены как в меньшую, так и в большую сторону, но в целом мы стараемся придерживаться такой классификации. На наш взгляд, она точнее отражает текущий уровень развития российской экономики, чем формальные федеральные нормы, ограничивающие средний бизнес выручкой до 1 млрд. рублей. Совершенно очевидно, что компании, зарабатывающие выше этой планки, также попадают в сегмент среднего бизнеса и имеют схожие проблемы и потребности.

С какими проблемами к вам чаще всего обращаются клиенты из сегмента среднего бизнеса?

Зачастую представители этого сегмента работают с контрагентами из числа крупнейших федеральных холдингов. Поскольку крупные компании имеют более сильные позиции при осуществлении расчетов с предприятиями среднего бизнеса, последние, как правило, находятся в ущемленном положении. Следствием этого является отсрочка в расчетах по контрактам. Отсрочка до 90 дней считается небольшой, иногда она достигает полугода и даже больше.

И какие решения вы предлагаете клиентам, находящимся в такой ситуации?

При отсрочках от 90 до 120 дней наиболее эффективным инструментом является факторинг. Речь, как правило, идет о работе с ритейлерами. Банком 47 Cвoй Бизнес_ июнь 2012 установлены и одобрены лимиты на все крупные торговые сети федерального масштаба, а также на некоторые региональные сети. Все, что нужно от компании, — это сравнительно небольшой пакет документов, порядка семи. После чего буквально в течение 3-5 дней мы готовы начать финансирование этих отсрочек. Это позволяет компаниям пополнять оборотные средства, не замедляя набранные темпы развития. При более длительных сроках для контрактного финансирования, когда компании выступают подрядчиками у крупнейших инфраструктурных холдингов, мы готовы финансировать под контракт. В данном случае основным источником погашения является будущее поступление средств в рамках этой сделки с периодом, допустим, полгода. Эти же средства могут рассматриваться и в качестве залогового обеспечения по данному кредиту. Тем самым банк старается обеспечить максимально гибкую продуктовую линейку для среднего бизнеса. В зависимости от отраслевой направленности и от типа ведения бизнеса банк предлагает организации индивидуальные финансовые решения, ранее доступные только для крупных корпоративных клиентов.

Кредитные продукты, оптимизированные для поставщиков крупных торговых сетей, это хорошо, но ведь кредиты берутся и на другие цели. Например, обновление основных фондов…

Не секрет, что износ основных производственных фондов на всех предприятиях крайне высок. По сути дела, последние два десятка лет мы активно «проедали» амортизационную «подушку», не инвестируя при этом в создание новой. Как следствие, оборудование на российских предприятиях устарело, и отечественные производители не всегда могут обеспечить требуемое обновление техники. Поэтому остро встает вопрос о закупках иностранного оборудования с поставкой из стран Европы, Южной Кореи, Японии, США, Китая. В этих целях банк предлагает предприятиям специальные продукты международного финансирования, позволяющие финансировать закупку оборудования на срок, сопоставимый с периодом его окупаемости, — от 3 до 7 лет. В каждом конкретном случае срок кредитования зависит от потребностей компании, от бизнес-плана и от срока окупаемости оборудования. Международное фондирование, «скроенное» с учетом всех этих факторов, будет достаточно комфортным — финансирование осуществляется в валюте, а также в рублях.

А как выгоднее занимать — в валюте или в рублях?

Это зависит от особенностей сделки. В рамках международного финансирования и в целом обслуживания международных контрактов клиенты Промсвязьбанка могут получить качественное предложение по приобретению валюты для расчетов. Курс по конверсионным операциям, на наш взгляд, является сейчас одним из лучших на рынке. Банк стремится зарабатывать на большом объеме операций, и, соответственно, мы всегда стараемся гибкоподходить к курсу. Технологии, которыми обладает Промсвязьбанк, позволяют делать более выгодные предложения по конвертации, чем любой другой банк, работающий на территории РФ. В случае если компания видит для себя риски при валютном кредитовании, мы готовы предложить комплексное решение — хеджирование валютных рисков по приемлемым ценам. Это может быть более выгодным предложением, чем такой же кредит, но в рублях. Переоснащение предприятия может происходить и по иному сценарию: иногда владельцы компании предпочитают приобрести оборудование за счет собственных средств, «вынимая» их из оборотного капитала. Как следствие, возникает дефицит свободных средств. В подобной ситуации мы готовы предложить специализированный продукт — финансирование оборотного капитала на 3 года. Погашение в этом случае происходит из чистой прибыли компании, что фактически позволяет восстановить оборотные средства, потраченные ранее на инвестиции в основной фонд.

Как правило, банк, осуществляющий финансирование, стремится предложить и сопутствующий сервис. Что предлагаете вы?

Обеспечение высококлассного сервиса, связанного с расчетно-кассовым обслуживанием, депозитами и с остатками на счетах до востребования сейчас также является приоритетной задачей для нашего банка. Здесь, безусловно, большую роль играет система PSB On-line для юридических лиц. Это один из лучших интернет-банков на рынке, получивший признание среди наших конкурентов и высоко оцененный клиентами Промсвязьбанка. На базе этой платформы мы готовы и дальше предоставлять качественный сервис нашим клиентам, в том числе и среднему бизнесу. Отдельно банк предлагает гибкие схемы по начислению процентов по остаткам на расчетных счетах как с фиксированной суммой неснижаемого остатка, так и с плавающей. Кроме того, возможно использование кредитно-депозитной схемы, когда предприятия кредитуются на длительный срок и поэтому имеют короткие депозиты. Это позволяет компаниям более грамотно управлять своей текущей ликвидностью и четче вести финансовое планирование. В комплексе с этими продуктами предлагаются и различные виды овердрафтов — например, упрощенный овердрафт, решение по которому принимается в течение 2-3 дней, и авансовый овердрафт. В последнем случае мы готовы открыть овердрафт компании, ранее не работавшей с Промсвязьбанком по расчетному счету, ориентируясь только на обороты в других банках. Безусловно, в этом случае сотрудничество строится на доверии с расчетом на перспективу.

Александр Чернощекин, 36 лет
С отличием окончил Белгородскую государственную технологическую академию строительных материалов (по специальности «Экономика и управление на предприятиях промышленности строительных материалов»). До прихода в Промсвязьбанк занимал должность советника директора Белгородского филиала ЗАО «Райффайзенбанк», а с мая 2008 года руководил Белгородским филиалом ЗАО «Райффайзенбанк». В настоящее время — директор департамента корпоративных продаж ОАО «Промсвязьбанк». В 2011 году вошел в список лучших корпоративных банкиров по версии журнала «Карьера» (25-е место).